Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Забайкальской железной дороге

Крупнейшее многофункциональное охранное предприятие, обеспечивающее защиту объектов всех форм собственности, постоянное и сменное сопровождение грузов, противопожарную профи­лактику и тушение пожаров.

Наша история 

Этапы большого пути.

 

     На Забайкальской железной дороге (в тот период Читинской) процесс создания ведомственной охраны был начат в мае 1923 года. До этого охрана грузов и имущества осуществлялось по каждой службе самостоятельно. Структуры военизированной охраны не существовало, но в составе административной службы дороги существовала часть охраны со штатом: 1 начальник охраны и 1 конторщик. В каждой службе был штат сторожей, которые охраняли груз и имущество данной службы, без оружия. Сторожа не были подчинены начальнику охраны.

    После получения из Центра Положения об охране железных дорог, разработанного на основании приказа НКПС от 20 марта 1923 года Ц № 1419 «О реорганизации военизированной охраны железных дорог», был издан приказ от 22 мая 1923 года № 61 по Дальневосточному округу путей сообщения, «О создании отдела охраны округа и реформировании охраны Читинской и Уссурийской железных дорог».  По Читинской железной дороге издается приказ от 22 мая 1923 года № 41  «О создании отдела и 4 районов». Начальником отдела Охраны назначен Наумов Михаил Семенович, помощником начальника охраны был назначен Рейдик Константин Георгиевич. Районы делились на 4 участка.

   Реорганизация охраны на Читинской железной дороге велась в полном объеме приказа НКПС  Ц № 1419 и была проведена без всяких отступлений.

   Реформирование Читинской железной дороги проходило под руководством ВРИД начальника отдела охраны Дальне – Восточного округа Севского.  По окончанию создания второго района Охраны проведен смотр  начальником охраны Дальне - Восточного округа т. Мельниковым. По результатам смотра, издается приказ ДВОПС от 14 июня 1923 года № 95, где говорилось: «Зафиксировано полное соответствие комсостава, стремление создать работоспособный аппарат охраны, и признаны вполне удовлетворительными результаты, достигнутые в столь короткий срок. По устранению некоторых второстепенных дефектов второй район действительно можно считать образцовым. Третий и четвертый района создавались под руководством начальника охраны Наумова М.С.

Участок обслуживания Читинской железной дорогой составлял 2376 верст.

Первый район: 451 верста до ст. Яблоневая включительно 910 верста;

Второй район: 911 верста до ст. Манчжурия 1425 верста;

Третий район: 1090 верста до ст. Ксеньевская включительно и две ветки Сретенская, 50 верст и Нерчинская, 17 верст;

Четвертый район: ст. Ксеньевская исключительно до границы с Уссурийской железной дорогой 1011 верста и три ветки, Толбузинская, 38 верст, Часовинская, 27 верст и Рейновская, 64 версты.

     Штатное расписание Отдела охраны на Читинской железной дороге был разработан Отделом охраны дороги и представлено на утверждение в Финансово-экономический Совет дороги 29 мая 1923 года, где было утверждено с сокращением. Затем был представлено на утверждение в ХЭС округа, созданного по постановлению «Дальревкома». После рассмотрение штатное расписание было утверждено  также с сокращением. В результате было сокращено 198 единиц. При норме 684 утверждено 486 единиц.

    При создании охраны дороги были большие трудности в вооружении, обмундировании, караульных и административных помещениях, канцелярских принадлежностях. Трудности были и в подборе надежных кадров, способных выполнять поставленную задачу с боевым оружием.  Кадровый вопрос решался с милицией и армией. В этот период была ликвидирована милиция на транспорте и часть сотрудников милиции была переведена в охрану. Из армии в охрану были направлены красноармейцы, которым до увольнения в запас оставался один год.

     Для пересмотра личного состава охраны путей сообщения были созданы окружные, дорожные, водные, портовые и районные Комиссии. Поэтому все принимаемые и уже принятые работники были персонально рассмотрены на данных комиссиях. Из рядов охраны путей сообщения были вычищены люди,  имевшие судимости, служившие в белой армии, по своим морально-деловым качествам не способные выполнять стоящие перед охраной задачи. Кандидатов на работу в Охрану из сторожей было очень мало, т.к. сторожами работали люди вышедшие на пенсию или инвалиды.

    После создания районов и команд появились проблемы с оружием, его ни только не хватало, но оно еще было разных систем от берданы до иностранных винтовок. Иногда в командах было оружие 4 - 5 систем, а патроны имелись только к 2 системам. Поэтому  начальником отдела охраны округа было направлено обращение к командованию 5 Краснознаменной Армии. В обращении было запрошено 900 берданок, 50 револьверов, 13500 винтовочных и 500 револьверных патронов. Командование предложило обменять все винтовки трехлинейки на винтовки иностранных образцов и боеприпасы к ним бесплатно.

  Охрана формировалась в тяжелых условиях, приходилось преодолевать множество препятствий, тормозящий нормальный ход работы. Часто разрушалось то, что уже было создано. Это постоянная ломка структуры охраны, ее сокращение из соображений экономического характера.

  На Дальнем Востоке существовала определенная тенденция, в целях сокращения расходов, охрану, как аппарат стоящий сравнительно дорого, сократить до минимума. При этом совершенно не учитывалось, сможет ли  Охрана при таком урезанном штате выполнить, стоящие перед ней задачи и дать положительные результаты. Главным образом это относилось к Читинской дороге и к самому округу.

    Таким образом, Отделу Охраны Читинской дороги пришлось за короткое время своего существования пережить ряд переформирований, что значительно задерживало ход реформы.

    Вторым фактом, тормозящим работу Отдела, являлась неправильная постановка вопроса о личном составе. Несмотря на то, что Положение об Охране, высший комсостав не только является самостоятельным распорядителем личного состава, но и несет всю ответственность за надлежащий подбор такового. Роль начальников отделов округа и дорог в вопросах назначения и увольнения комсостава сводилась на нет, благодаря вмешательству и влиянию Профорганизации и агентов путей сообщения.

    В этот период впервые было обращено внимание на выявление причин и условий, порождающих крупные хищения на транспорте, на укрепление охраны железнодорожных путей. Личное мужество десятков и сотен стрелков охраны, высокая боеспособность подразделений Военизированной охраны способствовали тому, что массовые нападения на железнодорожные объекты, грузовые и пассажирские поезда стали происходить все реже и реже.

    В сентябре 1925 года состоялся съезд начальников охраны железных дорог. В повестку дня были включены острые вопросы подбора кадров, обучение личного состава, материально-технического обеспечения, вооружения,  охране технических сооружений и о мерах по борьбе с хищениями и бандитизмом.

    Особо следует отметить несение службы стрелковой охраной – особыми вооруженными отрядами. Они были построены по принципу воинских подразделений. Можно без преувеличения сказать, что во многом они послужили прообразом военизированной, в дальнейшем ведомственной охраны железнодорожников.

    С 1951 года военизированная охрана МПС стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла охрану грузов на станциях и в пути следования; особо важных искусственных, технических сооружений и специальных помещений; охрану денежной наличности, перевозимой кассирами-платильщиками; соблюдение пропускного режима на территории железнодорожных станций; борьбу с самовольным проездом в грузовых поездах; обеспечении пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.

    В 2001 году военизированная охрана МПС России переименована в ведомственную охрану МПС России.

    Распоряжением МПС России от 30 января 2003 года № 109р «О совершенствовании структуры управления ведомственной охраны МПС России» ведомственная охрана реорганизована в федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации».

    В настоящее время ведомственная охрана железнодорожного транспорта решает  задачи по:  защите охраняемых объектов от противоправных посягательств; охране и сопровождении грузов в пути следования; обеспечению на охраняемых объектах пропускного и внутри объектового режима; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах; предотвращению незаконного проезда посторонних лиц в грузовых поездах и хождения их по железнодорожным путям в не установленных местах; проведению профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществлению пожарного надзора; тушению пожаров и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами на железнодорожном транспорте.

   Оперативная работа по предотвращению хищений на дороге возложена на совместные с милицией специализированные группы. Эти группы ведут активную работу по привлечению к ответственности граждан за административные и иные правонарушения на Забайкальской железной дороге.

  Пожарная охрана филиала располагает 16 пожарными поездами и 14 пожарными автомобилями, которые оборудованы необходимыми средствами для тушения пожаров и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами. В филиале активно развивается пожарно-прикладной спорт, костяк команды филиала состоит из спортсменов Белогорского отряда. В 2004 году команда заняла 3 командное место в зональных соревнованиях и получила право участвовать в соревнованиях на первенство сети дорог, где заняла шестое место.

    В филиале организовано трудовое соревнование между отрядами, командами и караулами итоги подводятся один раз в квартал, а по итогам года определяются лучшие по профессии. В преддверии празднования 85-ой годовщины образования ведомственной охрана на железнодорожном транспорте на Предприятии и в Филиале организовано трудовое соревнование, посвященное этой дате, под девизом «Сохранность перевозимых грузов, охрану объектов и противопожарную безопасность – гарантируем!». 

   Администрацией филиала ведомственной охраны на Забайкальской железной дороге разработан и изготовлен знак «Лучший по профессии на Забайкальской железной дороге».

   Система социального обеспечения и гарантии ведомственной охраны направлена на улучшение микроклимата в филиале, повышение авторитета и имиджа. Предусмотрены следующие выплаты и услуги работникам:

- единовременное пособие при выходе на пенсию;

- социальная поддержка ветеранов ведомственной охраны и пенсионеров  в соответствии с Коллективным договором;

- медицинские услуги через ВСК;

- санаторно-курортное обеспечение.